Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб”.
Владимир Путин
МАОУ «Итатская СОШ» Томского района обеспечивает условия для обучения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, согласно Федерального закона от 24 ноября1995 г. №181-ФЗ (ред. от 29 июля2018 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статья 14 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации». Учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления, обучения в образовательной организации.
Прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК. Система обучения обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в случае их поступления в образовательную организацию осуществляется в общих классах. Школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. По медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся организуется индивидуальное обучение на дому и инклюзивное образование.
При необходимости в школе проводятся консультации родителей (законных представителей) инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по вопросам приема и обучения в образовательной организации.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в случае их обучения в нашей образовательной организации предполагает: контроль за графиком учебного процесса и выполнением аттестационных мероприятий, обеспечение учебно-методическими материалами в доступных формах, организацию индивидуальных консультаций для обучающихся-инвалидов, индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения, составление расписания занятий с учетом доступности среды.
Социальное сопровождение инклюзивного образования инвалидов включает в себя вовлечение в школьное самоуправление, организация досуга, летнего отдыха.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школе созданы условия для получения образования обучащимися с ограниченными возможностями здоровья и обучающимися-инвалидами (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»). Созданная доступная среда достаточна для обеспечения возможности беспрепятственного доступа обучающихся и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут получить образование по основным образовательным и адаптированным программам начального, основного и среднего образования.
Для сопровождения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в школе имеются социальный педагог, классные руководители, осуществляющие мероприятия по социальной и психологической адаптации данной категории обучающихся. Обучение данных лиц организуется совместно с другими обучающимися.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в школе нет в наличии.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбарьерной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам обучения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- формирование архитектурно — доступной среды
Доступность учебных кабинетов (помещений, объектов) для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ОВЗ — избирательная, условная (с дополнительной помощью).
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ
Все учебные кабинеты оборудованы и оснащены наглядными пособиями, учебной мебелью, соответствующей возрасту и образовательным задачам, персональным компьютером учителя. Большинство учебных кабинетов оснащены интерактивной доской для обеспечения индивидуализации учебного процесса и/или экраном и проектором.
Объекты для проведения практических занятий:
- кабинет химии;
- кабинет физики;
- кабинет биологии;
- кабинеты информатики;
- кабинеты технологии;
СВЕДЕНИЯ О БИБЛИОТЕКЕ(АХ), ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ
Специального оснащения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья небольшой или средней степени тяжести могут использовать ресурсы школьной библиотеки на общих основаниях.
Доступность школьной библиотеки для инвалидов и лиц с ОВЗ – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ СПОРТА, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Доступность объектов спорта частично избирательна. В школе имеется спортивный зал. Оборудование, проходы в спортивный зал и спортивная площадка не приспособлены для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
СВЕДЕНИЯ О СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ
Средства обучения и воспитания – материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
В школе используются средства обучения и воспитания:
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения и иное);
- Визуальные (зрительные):
- таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;
- карты по истории и географии;
- картины по русскому языку, литературе;
- натуральные объекты по биологии;
- модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
- лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
Механические визуальные приборы: микроскоп
Аудиальные (слуховые): колонки
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые): звуковые фильмы;
Средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
Словесные: учебники, художественная литература, словари, другая необходимая литература.
Материально-техническая база школы приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы, АООП образовательного учреждения, необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе школы педагогами используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.
Внеурочное пространство организовано преимущественно через реализацию программ воспитательной деятельности, работу классных руководителей, Ученического Совета, систему дополнительного образования, реализацию программ внеурочной деятельности (ФГОС НОО, ООО, СОО). Внеурочное пространство является составной частью учебно-воспитательного процесса школы и включает обучающихся в творческую деятельность различной направленности.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА
В ЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Обеспечение беспрепятственного доступа в школу для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательное, условное (с дополнительной помощью). Конструктивные особенности здания школы не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлена помощь.
СВЕДЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ
Для обучающихся предусматривается организация горячего питания. Пищеблок школы осуществляет работу в режиме пятидневной рабочей недели. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. Столовая расположена на 1 этаже. Отдельное меню для лиц с ОВЗ имеется. Для учащихся с ОВЗ предусмотрено льготное двухразовое горячее питание по утвержденному цикличному меню для данной категории, по заявлению законных представителей.
СВЕДЕНИЯ О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1 компьютерный класс и 1 мобильный класс обеспечивают доступ учащихся к информационным ресурсам, образовательным программам в соответствии с законом об образовании.
В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ. Доступ имеется во всех учебных кабинетах и библиотеке.
Каждый учебный кабинет оснащен персональным компьютером учителя, что способствует и позволяет педагогу использовать современные IT-технологии при проведении и подготовке уроков. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт. Создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. Информационная база оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в Интернет;
- разработан и действует школьный сайт;
- выход в Интернет во всех учебных кабинетах.
Сайт адаптирован версией «для слабовидящих». Основной задачей создания сайта является освещение учебной, воспитательной и экспериментальной работы школы и знаменательных событий в жизни школы. На сайте информация представлена в едином стиле и формате; оформление сайта является единым на всех подчиненных страницах; содержится множество фотографий касающихся различных направлений деятельности школы, имеются ссылки на текстовые документы, компьютерные презентации, Интернет ресурсы; сам сайт открыт для дальнейшего развития.
СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ, К КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТУП ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1 компьютерный класс и 1 мобильный класс обеспечивают доступ учащихся к информационным ресурсам, образовательным программам в соответствии с законом об образовании. На сайте учреждения имеется информация об условиях обучения лиц с ОВЗ и инвалидов. Обеспечена возможность обучения с применение дистанционных форм обучения.
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет, с соответствующей контент — фильтрацией. Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.edu.ru- Федеральный портал «Российское образование»
https://edu.gov.ru/Министерство просвещения Российской Федерации
http://www.uznai-prezidenta.ru/- Детский сайт Президента Российской Федерации
http://www.ege.edu.ru/-Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.rusolymp.ru - Всероссийская олимпиада школьников
http://www.olympiads.ru- Олимпиадная информатика
http://www.en.edu.ru- Естественнонаучный образовательный портал
http://www.school.edu.ru- Российский общеобразовательный портал
http://www.vidod.edu.ru- Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
www.nachalka.com. - Начальная школа детям, родителям, учителям
www.school-collection.ru- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Нет
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
В школе отсутствуют интернат и общежитие.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе отсутствуют интернат и общежитие.
Электронные ресурсы: